Часто задаваемые вопросы

В: Чем отличается Айкидо от спорта?

О: Айкидо - это японское боевое искусство "Будо". Причем, такое боевое искусство, где первым условием его освоения является духовное и моральное воспитание личности. В 1984 год Международная Федерация Айкидо присоединилась в качестве постоянного члена к Генеральной Ассамблее Международных спортивных федераций GAISF. И коль скоро она относится к GAISF - второй по значимости после Международного Олимпийского Комитета споривной организации, то в широком смысле Айкидо невозможно не отнести к спорту.

Правда, есть одна оговорка: на Всемирных Играх, проводящихся под эгидой GAISF, нет официального учета исхода соревнований. И на них не принято придавать соревнованиям те блеск и коммерческую значимость, которые можно наблюдать на Олимпиадах.

Можно даже сказать, что спортивная горячка мешает высянению истинного исхода сотязаний - ведь они не являются реальной боевой схваткой. А в Айкидо осуществляется единение ума и тела человека. Здесь никогда не бывает спортивных соревнований между партнерами с целью непременно выявить победителя. Другими словами, Айкидо отличается от спорта по своей сути. В спортивных кругах тоже стали говорить о необходимости бережного и чуткого отношения к морально-психологическому состоянию спортсменов, но, в конечном счете, все равно состояние спортсмена рассматривается как инструмент для достижения победы над противником.

В последнее время из японского Министерства просвещения стали приходить рекомендации типа "в спорте тоже необходимо осуществлять духовное и моральное воспитание". И это логично, поскольку именно духовное и моральное воспитание является путем к существенному подъему образовательного уровня личности. И все же, несмотря на существенные отличия, мнение, что Айкидо и включающий соревнования с=порт, похожи друг на друга, распростарнилось довольно широко.

Но если говорить об отличиях конкретно, то, как уже было сказано выше, Айкидо - это "боевое искусство, где первым условием его освоения является духовное и моральное воспитание личности". Это искусство изначально возникло и совершенствовалось в ситуациях, в которых вопрос жизни и смерти решался в одно мгновение. И потому глубина восприятия человеком боевого искусства и спортивных соревнований различаются кардинально. И потому лучше говорить, что Айкидо - это перенос методов обучения и воспитания японскому традиционному боевому искусству в современность.

В: Почему в Айкидо нет соревнований?

О: Когда размышляешь о ценности боевого искусства в современном обществе, то необходимо думать, прежде всего, о его пользе в жизни простых людей. Если в нем не будет чего-то, что было бы полезно в повседневной жизни, то для обычных людей в таком искусстве нет практически никакого смысла. Действительно, многим ли интересно, живя в современном мире, выяснять отношения с другими людьми средствами боевого искусства, да еще упорно стремясь при этом прийти к конечному результату "победа" или "поражение".

Мы последовательно придерживаемся позиции: в Айкидо соревнования не проводить.

Если говорить о причине, то она заключается в отсутствии в Айкидо самой идеи "подавить, уничтожить противника!" А когда вы учавствуете в соревновании, то, скорей всего, в вас появится желание "победить, сокрушить противника". Но если такая мысль появилась, то единения с Природой уже не получится. Такое устремление противоречит гармонии Вселенной.

Единение с Природой и гармония с Вселенной - главная цель Айкидо. Следовательно, если вы проводите соревнование, то тем самым вы отвергаете самую важную идейную основу Айкидо. Вот почему соревнования по Айкидо не проводят.

В: Можно ли стать сильным в Айкидо?

О: Вполне можно. Айкидо -  это ежедневные тренировки ума и тела. Но если в человеке будет еще и крепкий духовный стержень, то такой человек в любой непредвиденной ситуации останется невозмутимым и уверенным в себе. В этом заключается его истинная сила.

В: В таком случае, что является самым важным в создании этого духовного стержня?

О: Айкидо - это боевое искусство. Это не просто умственная или идеологическая подготовка. Айкидо - это то, что запоминает тело в процессе ежедневных тренировок, а не какие-то молитвы или чтение сутр нараспев. Прежде всего, нужно помнить именно это.

Во всем оставаться невозмутимым означает иметь в себе некий устойчивый центр. Создание такой внутренней опоры и есть главная цель и суть Айкидо.

Если конкретно говорить о том, что значит "запоминать телом", то в качестве такого внутреннего центра в боевых искусствах большое значение придают концентрации внимания на той точке живота под пупком, которая называется "сэйка танден". Айкидо тоже не отрицает важности этой зоны брюшной полости, но не останавливается на ней. Устойчивость, с точки зрения Айкидо, достигается тогда, когда ваша мысленная концентрация с брюшной полости переходит на ступни ног, далее опускается до центра Земли, и затем совмещается с центром Космоса, благодаря чему устанавливается прямая связь со всем Космосом.

Если это вам удается, тогда вы, наверное, поймете космическую природу всех вещей на Земле.

В: Доводилось слышать, что Айкидо могут заниматься мужчины и женщины, дети и люди преклонного возраста. Это правда?

О: Выше мы высказали такую мысль: "Если в боевом искусстве не будет чего-то, что было бы полезно в повседневной жизни, то для обычных людей в таком искусстве нет, практически, никакого смысла". Так вот, если бы жизнь состояла из таких вещей, осуществлять которые можно было бы только в молодые годы, тогда невозможно было бы всю жизнь учиться и развиваться. Представим себе, что Айкидо доступно только мужчинам, но тогда эта борьба должна была бы обладать какой-то спецификой.

Айкидо - это не просто название. С точки зрения тренировок безразлично, кто занимается освоением Айкидо: пожилые ли, молодые, мужчины или женщины. В настоящее время в стране (Японии) соотношение занимающихся Айкидо мужчин и женщин составляет 1:3, и если провести сравнение с другими видами боевых искусств, то, за исключением "Нагината"  (искусство владения алебардой), можно сказать, что в Айкидо процент занимающихся женщин - наибольший.

Если посмотреть возрастное распределение занимающихся, то наибольгий процент составляет группа в диапазоне 18-40 лет, и можно сказать, пожалуй, что в сравнении с другими видами боевых искусств, в которых присутствует элемент состязательности, возраст занимающихся Айкидо выше.

Так получается потому, что именно Айкидо ставит во главу угла естественные движения. Здесь нет движений нерациональных, принудительных, требующих приложения физической силы. Достаточно иметь внутреннее побуждение к занятиям Айкидо, и тренировки пойдут успешно у любого человека.

В: Если так, то наряду с обычными тренировками, вероятно, нет необходимости тренировать физическую силу специально?

О: Думаем, что такой необходимости нет. Сам Основатель Морихэй Уэсиба гордился своей большой физической силой, но когда он вступал в единоборство с Мастерам Такэда Согаку, то, по свидетельствам очевидцев, в то время уже 50-летнему Мастеру Согаку, бывшему к тому же очень невысокого роста, без каких-либо уловок удавалось укладывать Морихэя на татами. Естественные движения - это такие движения, которые не требуют применения излишней физической силы, и именно по этой причине они доступны даже людям преклонного возраста.

Может быть и лучше, когда сила есть, чем когда ее нет, но в случае введения наряду с обычными тренировками специальных занятий по увеличению силы, части тела, снабженные мышцами, приобретают форму плотных бугристых образований. Их физическая сила увеличивается, а свободное протекание жизненной силы "Ки" уменьшается.

Самые хорошие мышцы - те, которые появляются естественным образом, в процессе обычных тренировок. Даже если вы и не делаете тернировок с основной целью укрепить мышцы, они укрепляются естественным образом в процессе обычных тренировок.

В: Каково содержание в Айкидо понятия "Ки"? Не совпадает ли оно с той "живительной силой духа "Ки", которая лежит в основе китайской традиционной лечебной гимнастики "цигун"?

О: Такое толкование понятия "Ки" тоже есть, то есть в какой-то степени словами объяснить этот термин можно, но только частично: без тренировки тела разговор об этом термине полностью осмысленный харктер нести не может.

Если вы пытаетесь понять "Ки" до того, как начали тренироваться, то это то же самое, как если бы вам сказали: "В воду не заходить, пока не научитесь плавать". Будучи о себе высокого мнения, вы можете, конечно, начать выстраивать слова и фразы, но если вы не можете использовать "Ки" на практике, то ваша информация мало чего стоит.

Определенно, не будет большой ошибкой думать, что понятие "Ки" в Айкидо является центральным. Основатель уже с тех пор, когда еще только созавал Айкидо, очень часто подчеркивал важность понятия "Ки".

Однако это вовсе не означает, что в то время уже существовало всестороннее понимание "Ки" в том смысле, как его понимал Основатель. В то время уже были мыслящие представители япоснкой общественности, которые достигали глубокого понимания этого термина, и все же действительность была такова, что большинство людей над этим особенно не задумывались.

Больше того, после войны, когда мы пытались делать первые шаги по популяризации Айкидо в японском обществе, Основатель, расказывая о "Ки", мог неожиданно улыбнуться и пошутить: "Энергию "Ки" нам сдают в аренду боги".

К настоящему времени термин "Ки" получил уже самые разные толкования, что свидетельствует о наличии больших перемен, принесенных временем.

Однако у тех, кто усердно занимается Айкидо на практике, методично шлифуя свое мастерство в ходе повседневных тренировок, складывается свое, индивидуальное представление о понятии "Ки".

Одни, когда их спросят, скажут, может быть: "Ки" - это ощущение жизнеутверждающей свежести и бодрости, проникающее в душу и тело". А другие скажут: "Это свообразное просветление. Как будто из живота появляется луч огня, который пронзает весь космос". Для начинающих такая мысль может оказаться, наверное, вообще абсолютно непонятной. И неудивительно: для ее понимания необходимо накопить приличный объем ежедневных тренировок, в результате которых каждый человек находит внутри себя свой ответ.

Но если вернуться к вышеуказанному вопросу "Каково содержание в Айкидо понятия "Ки"? Не совпадает ли оно  с той "живительной силой "Ки", которая лежит в основе китайской традиционной лечебной гимнастики "цигун"?, то можно ответить, что эти понятия взаимосвязаны, но используются по-разному. Конечно, из сказанного вовсе не следует, что "Ки" присутствует только в Айкидо. Понятие "Ки" имеется, несомненно, в разных боевых искусствах, а также в некоторых философских системах, которые оперируют такими понятиями, как "универсальная энергия" или "жизненная сила". Можно сказать, что это энергия, присутствующая во всех практических поступках человека, включая его интеллектуальную деятельность. И поскольку нет оснований думать, что структура человеческого тела в Японии и Китае разная, то можно понять стремление отождествлять Айкидо и китайскую традиционную лечебную гимнастику "цигун", поскольку она состоит в воспитании живительной силы духа, которая циркулирует по телу и оздоровляет человека и физически, и психологически.

Однако если смотреть конкретно, то мы не занимаемся на тренировках воспитанием силы духа с позиций лечебной гимнастики "цигун" и потому не склонны видеть в ней сходства с Айкидо.

В: Похоже, что в Айкидо большое значение придается такому понятию, как "сила дыхания". Имеется ли тут связь с емкостью легких?

О: Можно сказать, что лучшего сравнения и нет. Но с точки зрения Айкидо "сила дыхания" - это проявление возможностей всего тела. Другими словами, важно, чтобы не только дыхание, но и сила тела выступали согласованно.

Можно сказать и по-другому: пусть емкость легких и не увеличивается, но если начинает развиваться единство ума и тела, то у человека должна появляться возможность свободнее, чем обычно, использовать свою природную энергию.

Мы говорили ранее, что в Айкидо важно понятие "Ки", а в его основе лежит понятие "дыхание". Людей, которые бы не дышали, нет, но все это делают неосознанно. Если остановить дыхание, мы тут же навсегда уйдем в путосторонний мир. Вот насколько важно дыхание, даже если это и не сознают. Понятия "дыхание" и "Ки" рассматриваются как неразделимые части единого целого. В этом - жизнеспособность Айкидо.

В: Когда смотришь на тренировки по Айкидо, то видишь, что люди постоянно кружаться, как волчки, и трудно представить себе, как это боевое искусство можно применить на практике?

О: Давайте рассмотрим, например, школьные занятия, на которых дают базовые знания и решают стандартные задачи. При этом говорят: "Вряд ли точно такие же задачи будут на вступительных экзаменах в университет". И вот, появляются такие ученики, которые стараются решать только те задачи, которые будут на вступительных экзаменах. Что можно сказать о них? Повысится ли реальная подготовленность этих учеников?

Конечно, в такое ситуации нельзя советовать ученикам: "Эти стандартные задачи не решайте!" Последствия хорошими не будут, так как такое пренебрежительное отношение к стандартным задачам, как к основам знаний, вряд ли приведет к повышению уровня подготовленности учащихся. Так и в Айкидо, длительная работа над основами физической и технической подготовки хотя и кажется, с первого взгляда, долгим, окольным путем, но именно твердое усвоение этих основ быстрее приведет вас к успешному применению своих навыков на практике.

Давайте все же представим, что вы запоминаете отдельные приемы, которые, на ваш взгляд, быстро пригодятся в какой-то конкретной ситуации. С точки зрения боевого искусства это означает опуститься до формального подхода к делу: "В такой-то ситуации делают так-то". Да, в данной конкретной ситуации они пригодятся, но если реальная ситуация окажется противоположной, то вы эти приемы уже применить не сможете. Предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в жизни, невозможно, да и в принципе вы не успеете в реальной ситуации что-либо сделать, если будете действовать, предварительно вспоминая, что "в этой ситуации делают так, а в этой так".

Зачем, например, мы на тренировках изучаем технику в положении сидя "сувари вадза". Вы сидите напротив партнера и берете его за руку или делаете что-нибудь другое, что в реальных условиях вам никогда не позволят сделать. Но ведь именно в результате работы над техникой в положении сидя создаются навыки сохранения равновесия, техники дыхания, перемещений тела и базовые навыки.

Быстро сделать технику Айкидо во всем ее разнообразии пригодной для практических целей невозможно. Только в процессе многократной отработки базовых элементов можно приобрести необходимые рефлекторные навыки, и только после этого вы приобретете естественную способность применять те или иные приемы на практике.

Природа того, откуда проистекает энергия "Ки", тесно связана с круговыми движениями. Ведь для того, чтобы круг нарисовать кругом, красивым и правильным, нужно обязательно уверенно сохранять центр вращения. Именно из этого центра и вырывается мощным потоком энергия "Ки". У всего, что вращается и вертится, важным является центр вращения. И если центр вращения хоть чуточку начнет смещаться, бывшие до этого правильными круговые движения сразу нарушатся, и ваша энергия будет улетучиваться. Но если центр вращения будет стабильно сохраняться, то каким бы энергичным это вращение ни было, движения будут ровными и естественными, помогая вам противостоять любой физической силе партнера.

Центром движений в Айкидо является та точка под пупком, которая соответствует центру тяжести человеческого тела и которая называется "сэйка тандэн". Именно это место выполняет важную роль в движениях в Айкидо. Поэтому, установив "сэйка тандэн" в одной точке, вокруг нее, как вокруг центра, описывают различных размеров круги. И только тогда, когда этот центр абсолютно неподвижен, Проявляется полное высвобождение энергии "Ки". Поэтому круговые движения в Айкидо несут большой смысл.

В: А есть ли какие-то приемы, выполняемые ногами: пинки, толчки и т.п.?

О: Нет. Известно, что у самого Основателя ноги были очень сильные, и были случаи единоборств, в которых он применял специфичные броски с использованием колен, но как технику Айкидо эти приемы не оставил.

Мы говорили, что в практике Айкидо главным условием для достижения единства ума и тела является установление своего центра движений. Ваше личное равновесие определяется контактом с землей именно обеих ног, и именно такой контакт становится одним из факторов, создающих этот центр движений. Следовательно, использование пинков и других ножных приемов отвергается, как техника воздействия чисто силовыми средствами.

Несколько ранее мы писали о непригодности формального подхода к делу, когда движению предшествует мысленное воспоминание, что "в этом положении делают  так, а в этом так". И поскольку в Айкидо на тренировках действительно не обучают конкретно защите от ударов ногами, то люди с формальным подходом к делу и формальным мышлением могут подумать, что Айкидо просто не может что-либо противопоставить атаке ногами. Но это не так.

В связи с этим вспоминается рассказ инструктора Айкидо, работавшего в Таиланде. Как известно, в Таиланде популярен такой вид единоборства, как "кикбоксинг", по-тайски "муай-тай". И поскольку везде найдутся люди, которые не принимают ничего на веру, пока сами не испытают, то и в этом случае кто-то из занимавшихся "муай-тай" обратился к инструктору Айкидо с предложением посоревноваться. Сначала тот ответил, что в Айкидо не принято участвовать в соревнованиях, но отказаться было невозможно. В состоянии полного равнодушия он встал напротив противника и едва успел подумать "ничего не поделаешь, придется сразиться", как был атакован. Он мгновенно среагировал и, используя технику 1-го контроля "иккё", уложил представителя стиля "муай-тай" на татами. Даже сам инструктор удивился этому, потому что до сих пор и представить не мог себе, что можно при  такой атаке применить технику 1-го контроля "иккё". Его действия были результатом естественной двигательной реакции тела, когда абсолютно нет времени для мыслей типа "если меня атакуют так, то я сделаю так". Значит, надо просто ежедневно и аккуратно тренироваться с целью освоения базовой техники, чтобы быть способным противостоять также и атаке ногами.

В: Устраиваются ли в Айкидо единоборства со спарринг-партнером, то есть без предварительного согласования плана совместных действий?

О: Не устраиваются. По той же причине, по которой не устраиваются соревнования.

В Айкидо не принято атаковать без предупреждения. Обычно бывает так: партнер сообщает вам о способе атаки и атакует, а вы принимаете необходимые меры. Поэтому в Айкидо невозможны как спарринг в зале, так и какие-либо агрессивные действия за пределами тренировочного зала.

В: Когда на тренировке партнер выполняет в отношении вас прием, в какой степени можно сопротивляться? Если оказать слишком большое сопротивление, то это может создать проблемы партенру, а если совсем не сопротивляться, то теряет смысл тренировка, не так ли?

О: Не следует оказывать чрезмерное сопротивление. Хотя, вероятно, найдется много людей, которые считают, что при освоении боевого искусства нет смысла в тренировке, если полностью следовать воле партнера. Однако есть разница между тем, когда вы делаете все, как говорит партнер, и тем, когда вы двигаетесь по воле партнера, но по предварительно согласованной программе тренировки. Если делать только то, что говорит партнер, то, действительно, пользы от тренировки не будет. Тренировочный эффект возникает, если вы сотрудничаете и двигаетесь так, что ваши намерения понятны партнеру.

Из прошлого известен такой пример. Как-то в тренировочный зал пришел господин Ята Итиро. Это был человек, который в 1932 году на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе впервые выступил за японскую команду в соревнованиях по борьбе, а с 1950 года в течение целых 33 лет был бессменным президентом японской любительской Федерации борьбы. И вот он как-то пришел к мысли присоединить Айкидо к своей Федерации борьбы. И желая, прежде всего на собственном опыте, испытать технику Айкидо, решил посостязаться. едва он попытался побороться, как с помощью удержания 2-м контролем "никё" (удержание выворачиванием кисти) был поставлен в безвыходное положение и сказал "я проиграл!" А ведь он, в сравнении с обычным человеком, был крепче и духом и телом, и все же знаток Айкидо выиграл у него обычным удержанием 2-й сложности "никё". И причина в том, что господин Ята не занимался Айкидо.

Айкидо только выглядит легким, но едва начав тренироваться, можно понять, сколько нужно труда, чтобы сделать его технику эффективной на практике.

Думать, что в реальной обстановке противник вряд ли будет двигаться в соответствии с вашими пожеланиями, и что следовательно, на тренировке надо оказывать партнеру сопротивление, означает упустить из виду важную часть тренировочного процесса.

В: Какое, примерно, количество технических приемов имеется в Айкидо?

О: В настоящее время в главном тренировочном комплексе Айкидо Хомбу Додзё считают, что количество технических приемов, являющихся базовыми, составляет около 50. Но можно сказать и так, что все движения, которые подсказывает нам в процессе освоения базовой техники наше тело, тоже относятся к технике Айкидо, если соответствуют его принципам. И в этом смысле таких естественных изменений движений может быть сколько угодно, поэтому лучше, наверное, сказать, что количество технических приемов в Айкидо бесконечно.

Технику Айкидо путем наблюдения со стороны и последующей имитации не запомнить. Вы же не можете принудительным образом передать другому человеку индивидуальные черты вашего характера, так и движения "айки" рождаются только в процессе свободных, проходящих в благожелательной атмосфере, тренировок.

В: Существуют так называемая базовая (фундаментальная) техника и стандартная техника. На слух эти слова кажутся одинаковыми. Какова между ними взаимосвязь?

О: База (фундамент) - это предпосылка. В математике ее называют аксиома, то есть очевидная истина. Например, в геометрии Евклида, которую мы изучали в старших классах школы, есть только 5 определенных аксиом (постулатов). На их основе выводятся все теоремы прикладной геометрии.

Так и с базовой техникой. Она - аксиома, и потому в Айкидо нет движений, которые входили бы с ней в противоречие. Так что стандартная техника - это как бы теоремы, вытекающие из техники базовой. Поэтому помните, что основу Айкидо составляет техника не столько стандартная, сколько базовая (фундаментальная). И возникающие в стандартной технике изменения - это не что иное, как учебные задачи, решаемые с помощью теорем.

Могут найтись люди, которые думают, будто предпосылки можно выбирать по своему усмотрению, но в боевом искусстве все не так, как в академической математике. Наши аксиомы отражают законы Природы, и их невозможно создать по воле человека и руками человека.

Вот, например, одна из вечных истин. Если камень поднять и отпустить, он под действием силы тяжести упадет вниз. Никому ведь не придет в голову сказать что-нибудь другое, например: "А может камень полетит вверх?" Все знают, что движение против силы тяжести невозможно, вот и получается, что в основе всех движений в природе лежит движение только в направлении действия силы тяжести.

Таким образом, наша техника включает в себя всевозможные изменения, основанные на стандартных движениях, которые, в свою очередь, основаны на движениях базовых, то есть техника Айкидо весьма многообразна.

В: Разве не создает проблему обилие приемов? Как их запомнить?

О: Среди новичков, которые только-только приступают к тренировкам, встречаются такие, кто думают, что, если навыки сначала не пропущены через голову, они не могут быть усвоены телом. И похоже, таких людей становится все больше, и все они, естественно, являются носителями такого рода сомнений. Эти люди никак не могут понять школу Айкидо по существу: что она сплавлена с Природой и является с ней единым целым. То есть, если события будут происходить по схеме "сначала думают головой, и только потом движется тело", то единство ума и тела не состоится. Людям, которые спрашивают "Как быть, если я не могу запомнить показанный прием и забываю его?", можно ответить так: "Это нормально, что вы способны забывать головой, это не есть недостаток. Старайтесь запоминать телом, вот что важно".

В: Есть ли помимо Организации Айкикай другие школы Айкидо?

О: Если быть точным, то существуют отдельные от Организации Айкикай школы, имеющие названия, оканчивающиеся на слово "айкидо", типа "ОО Айкидо". Среди них есть и такие организации, чье происхождение неизвестно и чье идейное содержание непонятно.

Если та или иная организация не призанет свое происхождение от Основателя Морихэй Уэсиба, если она отступила от его учения, то, как бы она ни старалась быть похожей внешне, какой бы философии ни придерживалась, эта организация развивает не Айкидо. Например, организации, которые проводят соревнования, определенно забыли изначальную природу Айкидо и потому называть себя приверженцами Айкидо не могут.

В нашем представлении различных школ Айкидо нет. А мнение о том, что несколько ответвлений все-таки есть, само по себе является по отношению к Айкидо некоторым высокомерием.

В: Какой смысл несет ритуал, выполняемый перед тренировкой в форме специфичных поз и высказываний "фуритама" и "торифуне"?

О: Он является упрощенным и в то же время строгим способом выполнения синтоистского обряда "мисоги" - очищения духа и тела. Основатель, параллельно с тренировками, серьезно изучал синтоистские духовные учения, особенно выделяя среди них "котодама" - учение о магической силе слова. Две вышеупомянутые ритуальные формы были заимствованы после знакомства с характером проведения церемонии очищения в школе синтоиста Кавадзура Бондзи (1862 - 1929). Если нам не изменяет память, сам Основатель стал проводить этот ритуал перед тренировками после войны. И коль скоро Основатель стал делать это, то и находившиеся рядом ученики тоже стали следовать его примеру.

Что касается смысла этого ритуала, основанного на синтоистском обряде "мисоги", то он заключается в уменьшении значения плоти, в очищении человеком всего себя, в оздоравливании как тела, так и души. Кто-то может не поверить, что простая на вид церемония может иметь какое-то воздействие на характер человека, но можно утверждать, что в серьезной учебе и тренировках, нацеленных на приобретение личного опыта, она является необходимым элементом.

В: Похоже, что в Айкидо большое внимание уделяется этикету, не так ли?

О: Правила вежливости и приличного поведения ввели в обиход люди, у других живых существ в  отношениях между собой чего-либо похожего на этикет нет. Но даже людские правила приличного поведения, как известно, сильно отличаются, в зависимости от культуры, и, строго говоря, трудно однозначно указать, какие из них правильные.

Этикет в отношениях появляется естественным образом, как следствие развития души и тела, то есть как следствие развития самого человека. В главном тренировочном комплексе Хомбу Додзё начинающих не принуждают соблюдать этикет. Им не говорят в духе приказа "Исправься!" или "Делай так!" Каждый приходит к пониманию этого сам.

На Гавайах, например, дети-новички поначалу разбрасывали обувь, где попало. Но через 4-5 месяцев они стали входить в зал, аккуратно расставив обувь, хотя никто им ничего не говорил, и некоторые из родителей были этому очень удивлены. Дети сами, без принуждения со стороны инструктора, пришли к пониманию необходимости быть аккуратными и вежливыми.

Этикет, выполняемый по принуждению, не означает действительное наличие внутренней потребности быть вежливым.

Бывает, что инструктор напоминает: "Тренировки по освоению боевого искусства начинаются и заканчиваются с оказания взаимного уважения". Конечно, это абсолютно правильная мысль, но если все же в человеческом коллективе эти слова будут повторяться постоянно, то вряд ли такая атмосфера будет благоприятна для появления в человеке естественной потребности в соблюдении этикета.

Правильней думать так, что в Айкидо прочное усвоение этикета происходит естественным образом.

В: На что следует обращать внимание в повседневной жизни, чтобы это помогало тренировкам?

О: Например, одним из важных моментов в повседневной жизни является слежение за своей осанкой и движениями.

Однако еще важнее вести себя скромно. В Айкидо важно приводить в гармонию ум и тело. Люди, которые не могут представить себе отношения с другими людьми без конфликтов и борьбы, в своих действиях тоже всегда идут на столкновение и не способны понять, что всегда возможны "мир и согласие". Самым важным для выработки в повседневной жизни действий, исключающих столкновения и конфликты, является стремление вести себя скромно, сдержанно и непритязательно.

Клуб айкидо «Кентайкан&raquol;

Контактная информация

Клуб айкидо «Кентайкан»

Адрес: Москва, м. Киевская, Кутузовский проспект, д 12, с. 1, зал 4. На территории подземного клуба «Лабиринт»

Email: manager@kentaikan.ru

Наша группа в Фейсбуке

Главный инструктор клуба Алексей Валерьевич Коротков:

Тел.: +7 903 773 56 55

Email: aikilex@mail.ru

Новости

В воскресенье 29.05.2016 в 12:00 состоится аттестационный экзамен на кю и дан.

Открыт набор в детскую группу с апреля 2015! Приглашаем детей в возрасте с 7 до 14 лет. Тренировки по вторникам и четвергам с 18:00 до 19:30.