Чем именно мы здесь занимаемся?

Сегодня после работы по пути домой я зашла в китайский ресторан перекусить. Это хороший ресторан и мне уже давно хотелось попробовать их говядину с кунжутом. Ее-то я и заказала. Пока мой заказ выполняли, к моему столику подошел знакомый ученик Айкидо. Он поинтересовался, как у меня дела, мы перебросились парой общих фраз, поделились восторгами по поводу здешней еды... и он ушел за свой столик.

Я тренировалась с этим парнем в течение пяти с половиной лет, еще в бытность студенткой колледжа. Хоть мы никогда не были особо близки, у нас было общее прошлое. Он нравится мне и я считаю его хорошим человеком. Я почувствовала, что ему любопытно мое отсутствие на тренировках, хоть он и воздержался от прямого вопроса. Меня не было на татами 4 месяца, да и за два месяца перед этим, правду сказать, я посетила занятия всего один раз. Я полностью пропустила ноябрь, посетила одну тренировку в декабре... задумалась над этим. Серьезно задумалась. И решила не возвращаться в додзё какое-то время. А может быть, никогда. Не то чтобы забросить Айкидо, но найти другое место для тренировок.

Почему?

Я думаю, ради баланса.

Получается, я уже очень давно совсем не практиковалась в Айкидо. По крайней мере, не практиковалась в Айкидо ради Айкидо. В моем додзё к Айкидо относятся как к средству изучения Ки. И с течением времени разрыв между физическими аспектами Искусства и интеллектуальным наполнением концепции Ки увеличился настолько, что, при работе с оружием, например, вы раскрываетесь перед атакой или позволяете выбить оружие из ваших рук, потому что ката разработана с целью научить вас концепции Ки, а не практическому применению принципов Айкидо.

Поджимая большие пальцы, мы перекрываем поток Ки. Не делайте этого. Прощай, большой пальчик! Оставте указательный палец вытянутым вдоль дзё, чтобы “направлять” Ки. В реальном бою - прощай, пальчик указательный!

Для меня оказалось тяжело правильно выполнять технику в корю, а затем отказываться от всех этих разумных знаний ради того, что на мой взгляд было абсолютно непрактичным, призванным исключительно иллюстрировать концепцию Ки.

Корю научило меня не пользоваться короткими путями, не отворачиваться от базовых форм того, что ты делаешь. В данном случае, предположительно, речь идет об Айкидо. Почему нельзя тренироваться с должной осторожностью И найти способ показать концепцию Ки? В изучении техники есть цель, отличная от банального овладения внешними формами. Медленно-медленно, с течением времени, техника меняет вас, становясь частью естественных движений. У айкидоки с хорошим пониманием техники всегда есть запасной вариант (на тот случай, если именно сегодня у него проблемы с включением энергии Ки в свои движения). Другими словами, если в калькуляторе села батарейка, умение считать в уме может оказаться полезным.

Мне нравится работать с оружием. Когда оно в моих руках, разум чист и ясен. При работе без оружия такого состояния у меня не бывает. Поэтому многие концепции для меня становятся ясны именно когда их объясняют через техники с мечом или дзё, а не через движения тела. Однако, тренировки с оружием заостряют внимание на конфликте между “Ки как абстракцией” и “Айкидо как практическим применением Ки”, потому что оружие-то вполне материально и осязаемо: вы держите его в руках, оно имеет вес, техники имеют долгую историю, уходящую в глубь веков. Почему-то использовать оружие исключительно для объяснения абстракций оказывается тяжело. По своей природе, оружие предназначено для убийства и нанесения тяжких телесных повреждений. Это не палки для танцев или деревянные подобия самурайских мечей. Использование их в ясном уме и твердой памяти требует принятия этой темной стороны их природы, поиска и обретения баланса между мечом, дарующим смерть и мечом, дающим жизнь, осознания дихотомии жизни и смерти. Однако все чаще практики с оружием использовались для объяснения абстракций, если использовались вообще.

Некоторые вещи можно доабстрагировать до смерти.

Мне нравилось додзё потому, что поначалу, когда я только пришла в него, мы изучали и Айкидо, и Ки. Я до сих пор чувствую, что и то, и другое важно - настолько важно, что нельзя преподавать что-то одно, пренебрегая другим. В то же время, именно в этом направлении движутся наши тренировки. Пришлось задать себе вопрос, хочу ли я двигаться в том же направлении.

Может быть, я глупа. Мое восприятие недостаточно сложно для истинного понимания эзотерических концепций - а может быть и нет, может это просто невидимые одежды для голого короля. Несколько лет я боролась с этими чувствами, ощущая разницу между корю, которые изучала (и изучаю до сих пор) и преподаванием Айкидо “исключительно для понимания Ки”.  Я не смогла примириться с этим противоречием. Посетила многочисленные семинары “о нашем стиле Айкидо”, которые с течением времени все меньше и меньше затрагивали Айкидо и все больше становились посвященными теории Ки. Больше слов, меньше дела. Это не умаляет инструкторов - они искренни в своем устремлении, это да, - просто то, что они рассказывают и чему учат, когда-то перестало быть Айкидо. Как сказал один из них, “Если бы наш главный наставник изучал гольф, а не айкидо, мы бы познавали объединение души и тела через гольф”. Айкидо - всего лишь средство для них. 

А для меня? Тоже средство? Нет.

Айкидо - это искусство, как и йайдо, дзёдо или дзюдо. Оно существует, совершенное само по себе. Богато тонкостями, волшебно в исполнении, разнообразно, как разнообразны тысячи закатов. И оно достойно того, чтобы им занимались ради него самого, а не для постижения какого-то другого сообщения.

За прошедшие пять с половиной лет я многому научилась, хотя с течением времени я поняла, что научилась не тому, чему ожидала. Это имеет и положительные, и отрицательные стороны. Многое я хотела узнать, но не узнала. Просто этим вещам в нашем додзё не учат. Посему я приняла на себя ответственность за изучение Ки (как приняла в сердце и радость от этого процесса). В то же время я стремилась к Айкидо которое ДЕЙСТВИТЕЛЬНО было бы Айкидо... И я решила, что мой Путь лежит в стороне.

К чему я это все: просто скучаю по Айкидо. Скучаю по физическим аспектам тренировок. Скучаю не по резкости и грубости, заломам и тычкам, но по физически ощутимому счастью от работы с партнером просто ради практики Айкидо, только Айкидо, а не какого-то средства познания чего-то там еще. Скучаю по свободе исселдования новых форм техник. Тоскую по возможностям экспериментировать и импровизировать. Не хватает шанса поменяться ролями с товарищем по тренировке.

Мне нужна честная тренировка, где бы я отрабатывала то, что я отрабатываю. И если по этой причине я тупа, пусть будет так. Айкидо-как-что-то-другое уже недостаточно для меня.

Клуб айкидо «Кентайкан&raquol;

Контактная информация

Клуб айкидо «Кентайкан»

Адрес: Москва, м. Киевская, Кутузовский проспект, д 12, с. 1, зал 4. На территории подземного клуба «Лабиринт»

Email: manager@kentaikan.ru

Наша группа в Фейсбуке

Главный инструктор клуба Алексей Валерьевич Коротков:

Тел.: +7 903 773 56 55

Email: aikilex@mail.ru

Новости

В воскресенье 29.05.2016 в 12:00 состоится аттестационный экзамен на кю и дан.

Открыт набор в детскую группу с апреля 2015! Приглашаем детей в возрасте с 7 до 14 лет. Тренировки по вторникам и четвергам с 18:00 до 19:30.