Меч и айкидо

Когда в 1969 году Основатель покинул этот мир, тренировки с мечом в Хомбу додзё, Япония, были убраны из тренировочного расписания. В то время занятия с мечом были доступны лишь избранным старшим ученикам и проводились «за закрытыми дверями». Хотя техники обезоруживания оппонентов продолжали играть важную роль при аттестациях, преподавание использованию меча и обращению с ним полностью прекратилось.

С тех пор противоречивое отношение среди айкидока к тому, является ли работа с мечом основополагающей частью, или даже просто значимой частью практики айкидо, становится все более и более очевидным. Нет сомнений, что Уэсиба Морихей О-сенсей, основатель айкидо, считал работу с мечом существенной частью не только учения айки, но и собственных тренировок айкидо. Он постоянно применял оружие, и чаще всего именно меч, для демонстрации принципов айкидо. Почему же фехтование так ценно для понимания сути айкидо? Посмотрев на вопрос с точки зрения истории, мы быстро найдем ответ.

О-сенсей, по собственным его словам, является основателем айкидо, но не создателем самого принципа айки. Сам же принцип был признан как в древнеяпонских техниках фехтования, так и в философии японского синто. О-сенсей был ярым последователем синто и потратил по крайней мере несколько лет на изучение техник работы с японским мечом. Одним из стилей, которые изучал основатель в этот период, был древний стиль Kashima, относящийся к XV веку. В основе этого стиля лежит ShinBu, в котором победа достигается без сражения (конфликта). Для достижения этой цели требовалось достичь действительно божественного уровня как в физическом, так и в духовном плане.

Shin – это «божественный», а Bu – «созидающая сила жизни», энергия musubi. Это состояние описывалось как hoyodoka, всепроникающая готовность принимать любые – даже негативные – чувства окружающих людей и способность передать тем, кто нас атакует, благородные, добрые чувства. На практическом уровне это означает способность настолько полно слиться с партнером, настолько полно принять излучаемую им энергию, что его (разрушительная) мощь устремляется к нулю. Это также отличное объяснение того, что называется «сила кокю». Как раз состояние, когда человек мог так принимать и преобразовывать энергию, и называлось «Айки». Другим значением слова «айки» была высшая степень владения мечом в технике Ягю: стилю, в котором О-сенсей также преуспел.

Воистину невероятным достижением основателя стал способ применить данные принципы в тренировках без оружия, которые обрели новый, уникальный характер. Почему это не было сделано ранее, в давние времена? В каждом стиле фехтования была своя интерпретация борцовских техник на тот случай, если во время боя воин по какой-либо причине оказывается безоружным. Способность забрать меч оппонента, будучи безоружным, считалась высшим достижением в школе Ягюрю.

Потребовалось удивительное духовное видение О-сенсея, чтобы увидеть в тренировках без оружия не просто борьбу, но скорее «работу с мечом без меча». Даже великий Кано-сенсей, основатель дзюдо, объявил айкидо искусством, которое он искал всю свою жизнь. Через собственный духовный опыт О-сенсей пришел к пониманию того, что мы можем использовать руки – или даже только разум – подобно мечу, разрезая атаки и блоки наших оппонентов. Совместив свое духовное видение с практической работой с мечом, О-сенсей понял, что возможен выброс, проекция нашего Ки дальше, чем простираются пальцы наших рук, подобно тому, как наши движения и контроль увеличиваются при работе с мечом. Увеличение области Ки – это суть muto («пустой меч», «меч без меча») и лучшего примера, чем айкидо, для описания muto не найти.

Изучая принципы работы с мечом, мы учимся контролировать kensen, линию, которую kirisaki (острие) меча проводит с каждым режущим движением. Итогом подобных практик должна стать способность проводить эту линию силой только лишь внутреннего взора. Эта способность является одной из тайн тренировок айкидо. Она позволяет нам наблюдать невидимое содержание каждой техники, направлять энергию точно в нужную точку на теле партнера. Для достижения такого уровня необходимо много лет практики; без тренировок с мечом, айкидока имеет мало шансов познать суть этого принципа.

Рубящий удар катаной – это широкое движение в котором кончик меча должен быть объединен с центром мечника. Базовый диагональный удар, kesa giri, можно сравнить с ikkyo в практике айкидо без оружия. Осознание сути этого удара означает и осознание сути shinshintoitsu (слияние тела и разума). В kesa giri сокрыт секрет естественного движения по спирали. Меч движется вниз под действием собственного веса, и воин будто седлает меч во время этого свободного полета, сообщая ему свой вес. Поворот бедер и тонкая связь между центром воина и кончиком лезвия меча без дополнительных напряжений сообщают необходимую мощь и скорость. Как и в айкидо, основной способ нанесения удара мечом заключается в постоянном расширении нашего чувственного восприятия; это самая суть движения.

Более того, движения ног и общий характер перемещений при фехтовании полностью совпадают с движениями в айкидо. Каждое движение айкидо, если оно правильно понято, это по сути своей рубящее движение. В конце концов, меч (ken, tou, т.е. японский меч) был создан, чтобы отвечать естественным устремлениям человеческого тела, а не наоборот. Это одно из главных отличий айкидо от других школ борьбы (jujutsu). Так, nikkyo, sankyo и yonkyo в айкидо выполняются именно как широкие рубящие движения, а не как силовые захваты запястья.

Айкидо – это очень тонкое и сложное искусство. Необходимо посвятить всю свою жизнь, чтобы понять его суть. Из-за своей сложности, айкидо часто неправильно понимают, практикуя его как форму дзюдзютсу, или как форму аэробики. И то, и другое отношение лишает тренировки как военного (в значении Bu = ka + shi (останавливать копье)), так и духовного содержания. Техники айкидо по своей сути (задумке) не могут быть эффективными, пока человеком, их осуществляющим, не понята суть движений по спирали и правильного использования Ки. Поэтому они не могут эффективно использоваться в такой манере, как используются техники дзюдзютсу, которые в значительной степени зависят от силового движения с целью перелома суставов и костей партнера.

Совмещая изучение техник работы с мечом и техник без оружия, мы способны открыть для себя взаимодополняющий антагонизм гибкости и «расслабленной силы» с точностью и остротой реакции. Говоря словами основателя, «Без оружия двигайся так, как если бы в руках был меч; с мечом, не завись от него, но двигайся так, как если его нет». Изучение этого ментального состояния (kamae) позволяет нам оставаться сосредоточенными на реальности конфликтной ситуации и в то же время оставаться гибкими и расслабленными. Объединить эти противоположности  - значит познать следующий принцип айкидо: единство инь и янь, покоя и движения, irimi-tenkan, объединение всех противоположностей в некий динамический монизм (единую сущность).

Конечно, эта статья носит общий характер, и многие общие черты в работе с оружием и без него можно оценить только после долгих тренировок и под руководством компетентного наставника. Недостаточно просто повторять ката с мечом как некие застывшие формы, не задумываясь над их содержанием и стратегией. Каждый, занимающийся под присмотром квалифицированного учителя, должен овладеть формами работы с оружием и без, познать их как части единого целого, и пытаться достичь все больших и больших высот в личном восприятии айкидо с помощью постоянного исследования и анализа.

Клуб айкидо «Кентайкан&raquol;

Контактная информация

Клуб айкидо «Кентайкан»

Адрес: Москва, м. Киевская, Кутузовский проспект, д 12, с. 1, зал 4. На территории подземного клуба «Лабиринт»

Email: manager@kentaikan.ru

Наша группа в Фейсбуке

Главный инструктор клуба Алексей Валерьевич Коротков:

Тел.: +7 903 773 56 55

Email: aikilex@mail.ru

Новости

В воскресенье 29.05.2016 в 12:00 состоится аттестационный экзамен на кю и дан.

Открыт набор в детскую группу с апреля 2015! Приглашаем детей в возрасте с 7 до 14 лет. Тренировки по вторникам и четвергам с 18:00 до 19:30.