Интервью с сенсеем Кристианом Тиссье

Сэнсэй Кристиан Тисье в декабре 2009 года посетил Южную Америку. Он провел семинары в Чили, Аргентине и Уругвае. В Буэнос-Айресе он встретился с Марио Лоренцо (отделение Айкикай в Аргентине), Клаудио Зотта и Хорхе Рохо (президент отделения Айкикай в Чили). Интервью является лишь частью долгого и интересного разговора, который состоялся на этой  встрече. Мы благодарим Хорхе Рохо за синхронный перевод.

Марио Лоренцо - Каким Вы видите развитие айкидо в будущем?

Сэнсэй Тисье – Вряд ли в ближайшие 10-20 лет произойдут существенные изменения, поскольку айкидо будет заниматься  то же самое поколение, что и сейчас. Перемены будут зависеть от того, удастся ли нам привлечь молодежь в айкидо. Та модификация айкидо, которая ожидает нас в будущем, будет зависеть от нашей способности заполучить молодое поколение в ряды занимающихся.

Сейчас ситуация немного другая по сравнению с тем, когда я начинал – в настоящее время возможности молодых людей гораздо шире. В наше время нам казалось, что в восточной культуре есть что-то особенное, мистическое, но у нас было только дзюдо, карате и айкидо. Сейчас нам нужно привлечь больше людей в возрасте от 18 до 30 лет. В противном случае средний возраст ассистентов на семинарах будет около 40-45 лет, и этот факт будет определять айкидо, которое мы будем практиковать.

Еще одна вещь, которая может повлиять на будущее айкидо, - это его  развитие в таких двух больших странах, как Китай и Индия. Их численность измеряется миллиардами, каковы же их интересы? В Китае люди в основном практикуют кунг-фу, шаолиньские боевые искусства, в Индии – йогу и другие дисциплины, сколько же народу занимается айкидо? Мы не знаем. Может, 100.000, может, 200.000, может, вообще никого. Мы не знаем, что произойдет в ближайшие 20 лет. Во Франции около 70.000 людей практикует айкидо, если в Китае было бы 300.000 занимающихся, как бы этот факт повлиял на айкидо? Сейчас во время обычных тренировок один преподаватель обучает в среднем 20 учеников. Если их количество возрастет до 1000, как изменится методика преподавания?

Марио Лоренцо - с технической точки зрения, как Вы полагаете, что будет определяющим в развитии айкидо: физический аспект, скорость или техничность?

Сэнсэй Тисье – Сила айкидо в разнообразии и многогранности. Есть люди, которые занимаются айкидо только потому, что оно не несет в себе специальных требований к физической форме практикующего. Многие из этих людей не смогли бы заниматься другим видом спорта. Есть и другие, которые работали именно над физической формой перед тем, как прийти в айкидо, такие люди тоже смогут реализовать свои устремления в нем. Мне уже почти 60 лет, и я чувствую себя спортсменом. Я не могу сказать, что уделяю особое внимание физическим нагрузкам во время занятий айкидо, но я чувствую себя как человек, занимающийся спортом в течение всей своей жизни. Мы заинтересованы в сохранении аспекта практики айкидо, основанного на физической нагрузке. Какое-то время назад я ездил в Амстердам вместе с Досю, мы с ним одного возраста. Его демонстрация айкидо была обширной и разнообразной, отличалась быстротой и точностью – характеристиками, присущими спортсмену.

Марио Лоренцо - В Южной Америке мы видим, что те, кто придает излишне особое значение "Ки" в своей практике, технически не особо сильны. Наблюдается ли подобная ситуация в других странах? И что вы думаете о «бесконтактном айкидо» Ватанабе Сэнсэя?

Сэнсэй Тисье - На самом деле это разные вещи: есть люди, которые говорят о Ки, и есть люди, которые практикуют айкидо как Ватанабе Сэнсэй. Его наработки лежат в той области, которая ему более интересна: это не столько работа с Ки, сколько работа с ощущениями, предвосхищением, нравится вам это или нет, независимо от того, работает это или нет. Это работает, когда вы знаете код, т.е. принимаете правила игры, но с точки зрения реальных боевых искусств эта техника не работает. Находясь в Японии, я много работал с Ватанабе, раньше он был совсем другим. Имея в своем арсенале технически безупречную базу, он пытается изобрести что-то принципиально другое. Думаю, что если бы я возглавлял экзаменационный комитет, я бы не принял результаты его работы.

Сейчас  люди по всему миру, которые говорят и постоянно ссылаются на Ки, ищут что-то, что могло бы оправдать отсутствие у них нормальной техники. У всех нас есть Ки, всё есть Ки (разводит руки), проблемы с Ки связаны с ее плавностью, непрерывным течением. Как течет Ки? Когда нет препятствий. Когда кто-то выполняет технику, не задумываясь над течением Ки, его тело не может быть не зажатым. Целью технического аспекта этого вида спорта является снятие блоков в любой части тела, где  может существовать зажим. Человек, выполняющий упражнение с зажатыми плечами, не сможет добиться ровного потока Ки.

Марио Лоренцо - Вы один из самых известных преподавателей, продвигающих айкидо по всему миру. Каковы Ваши отношения с другими японскими преподавателями?

Сэнсэй Тисье – У нас действительно хорошие отношения. На самом деле я – воспитанник Айкикай, я попал туда, когда был молод и работал там...

Я думаю, что они считают меня одним из них, но вместе с тем и послом, иностранцем.

По мнению предыдущего Досю и настоящего, которое они высказывали в своих беседах со мной, для них я уроженец Запада, который знает их правила и понимает их. Я – часть образа Айкикай. Думаю, это потому, что я был верен тому обучению, что я получил. Даже сейчас, когда айкидо персонализируется, и каждый изобретает свой собственный путь его развития, у меня по-прежнему сохраняется ощущение принадлежности все той же одной большой семье. Мое поколение до сих пор считается оказавшим наиболее сильное влияние на развитие Айкикай. Оно сформировано такими учителями, как Ясуно, Йокота, Осава (из тех, кто моложе), Миямото, Шибата, и Эндо (из тех, кто постарше). До меня было другое поколение: Тамура Сэнсэй, Ямада Сенсей, Тада Сенсей, после меня - другое молодое поколение, с которым я не знаком лично.

Марио Лоренцо - На ваших семинарах вы обращаете внимание на "точки" и "оси". Это Ваши личные наработки? Какое влияние на Вашу технику оказал Ямагучи Сэнсэй?

Сэнсэй Тисье - Мой метод обучения носит личный характер. Он базируется на выводах, сделанных мною в процессе анализа знаний, полученных от Ямагучи Сэнсэя, который был образцом совершенства. Наш западный тип мышления воспринимает и  демонстрирует японские модели иначе. Очень часто японцы не знают, как объяснить какие-либо причины или действия, и это может показаться странным. Некоторые из них – хорошие педагоги, но их метод не базируется на словесном описании или анализе совершаемых движений; и когда их спрашивают, почему они делают это именно таким образом,- они только отвечают, что «это должно быть так», они говорят, что такой способ обучения  является традиционным для Японии.

Что мне нравится в Ямагучи Сэнсэе, так это то, что у него всегда были ответы на все вопросы.

Он размышлял над каждым вопросом во всех сферах применения айкидо.

Мне и раньше приходилось сталкиваться с большинством из его выводов, но тогда я не мог их понять. Даже сегодня во время просмотра видеоматериала я вижу вещи, которые не мог видеть раньше, мой взгляд не был настроен должными образом, чтобы я мог их увидеть. И это по той простой причине, что Ямагучи Сэнсэй намного опережал нас. Люди, посещавшие его занятия, постигали все интуитивно. Он оказал сильное влияние на все мое поколение.

Марио Лоренцо - Каковы ваши воспоминания об Ямагучи Сэнсэе?

Сэнсэй Тисье – Во мне до сих пор живы ощущения и воспоминания: когда я смотрю видеозаписи или вижу, как кто-то совершает характерное движение, я точно знаю, что происходит в этот момент. Ему была присуща высокая скорость работы и сильное воздействие, но оно достигалось не за счет приложения простой физической силы. Ямагучи Сэнсэй весил всего 65 кг, и когда он вступал во взаимодействие, не чувствовалось никакой борьбы, и в то же самое время он проводил серию точных и аккуратных движений, выводящих укэ из равновесия.

Он контролировал Ваш центр с того самого момента, как вы вступили в контакт, его движения были плавными и текучими, и когда он принимал решение действовать, это было как взрыв, разрушающее воздействие, мы чувствовали себя как падающий дом, он нарушал нашу целостность.

У меня никогда не возникало неприятного чувства, что меня толкают или тянут, это было хорошее ощущение, ясное и четкое, очень техничное.

Я учился у разных учителей, и если говорить об ощущениях – во время работы с ними ощущался некий элемент борьбы. Когда я излишне напрягал свою руку, я был вынужден беречься, потому что было больно, и чем больше я защищался, тем больше я напрягался. Разумеется, это тоже часть работы и обучения, но это были другие ощущения по сравнению с теми, что я испытывал с мастером Ямагучи.

Марио Лоренцо – Поделитесь, пожалуйста, своими размышлениями касаемо процесса обучения в айкидо?

Сэнсэй Тисье – Можно провести аналогию с людьми, которые занимаются музыкой или танцами. Есть одаренные люди, но если они действительно хотят стать хорошими музыкантами или танцорами, они должны овладеть техническими приемами этих искусств. Потому что это не импровизация, это размышление и обдумывание.

Например, в балете не танцор решает, что делать, а спектакль определяет его поведение, и балерун должен выполнить все необходимые действия, а не только те, что ему нравятся. Он изучил технику, но за всем этим стоит дисциплина.

Есть люди, физически одаренные для занятий айкидо, но одного этого недостаточно. Мы должны изучать, анализировать и размышлять об этом. Когда мы это делаем, возникает много вопросов типа "Мы совершили продуманное действие или это было просто привычное телу движение?", "Это преувеличенное движение или точное?", "Это движение эстетическое, «для красоты» или реальное, действующее?".

Я знаю многих людей, которые занимаются айкидо уже 20 или 30 лет, но им скучно. Если бы нам удалось добавить 2-3 новые изменения в технику, это подстегнуло бы наш энтузиазм. Иногда бывает необходимо изменить установившийся порядок занятий. Задача учителей подержать энтузиазм занимающихся, в том числе и свой.

В айкидо когда говорится "Ikkyo Issho" («всегда тренируй иккё»), мы задаем себе вопрос: "А что есть «иккё», какое «иккё»?” Такое же, как мы практиковали какое-то время назад? Надо постоянно возвращаться к иккё, каждый раз рассматривая его под разным углом. Именно иккё может нам помочь в переоценке наших пониманий и ощущений, развитие которых идет по спирали, а не говорить, что "иккё выполняется именно так, и в нем нечего больше менять".

Марио Лоренцо – Учитывая Ваш уровень, есть ли в Ваших исследованиях место сомнениям касаемо технической стороны выполнения техник?

Сэнсэй Тиссье – Это сомнения несколько иного рода. Возвращаясь к тому, что я уже говорил: во время занятий мы иногда делаем вещи, о которых раньше и не подозревали, что мы можем их выполнить, и мы осознаем, что это – новый, более экономичный способ выполнения. Таким образом, если мы еще чуть-чуть поработаем над этим, мы создадим что-то, что немного отличается от того, что было раньше, но не так, что мы проснемся однажды утром и откроем для себя что-то новое.

Сомнения заставляют нас идти дальше, они являются чем-то особенным для Будо, потому что чем больше мы совершенствуемся в чем-либо, особенно в боевых искусствах, тем больше мы понимаем, насколько мы слабы. Мы не сталкиваемся с этим постоянно и делаем это только при необходимости. Сомнения заставляют нас заботиться о собственной безопасности: только глупец зайдет в бар и затеет драку. Каждый, кто когда-либо изучал боевые искусства, может сомневаться только в своей собственной слабости. Он сознает, что это на самом деле так.

Перевод с английского Терениной С.

Клуб айкидо «Кентайкан&raquol;

Контактная информация

Клуб айкидо «Кентайкан»

Адрес: Москва, м. Киевская, Кутузовский проспект, д 12, с. 1, зал 4. На территории подземного клуба «Лабиринт»

Email: manager@kentaikan.ru

Наша группа в Фейсбуке

Главный инструктор клуба Алексей Валерьевич Коротков:

Тел.: +7 903 773 56 55

Email: aikilex@mail.ru

Новости

В воскресенье 29.05.2016 в 12:00 состоится аттестационный экзамен на кю и дан.

Открыт набор в детскую группу с апреля 2015! Приглашаем детей в возрасте с 7 до 14 лет. Тренировки по вторникам и четвергам с 18:00 до 19:30.